В языческие был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня). Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом при-уроченными ко дню Ивана Купалы (7 июня). Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Ку-палу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается ве-ликое чудо - огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека. "
"Как и , посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде - по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха. "
"В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами кормили заболевших людей и птицу, соломой - слабую скотину. "
"Многие древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи Пророка (2 авгу-ста), который вобрал в себя черты языческого Перуна. Необходимо было умилостивить громовержца, поэтому в жертву ему приносили быка, которого потом съедали всем селом. Громовержец своими стрелами поражал нечисть, и бесы, чтобы избежать гибели, превра-щались в животных. Потому в Ильин день не пускали животных в дом - боялись, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в избе, и изба сгорит. "
"К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски "Велесу на бородку", молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Послед-ний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. "
"Окончание жатвы - большой праздник : крестьяне в складчину устраивали пир, ве-селились, славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах - специальных срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а в низу разводили костер. К несчастью овины часто сгорали вместе с урожаем, эта беда считалась делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы. "
"День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хле- урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам. В этот день не только готовили изобильное пиршество, но и совершали обряд "обновление огня": везде гасили старый огонь, а новый добывали трением двух деревян-ных брусков. "
"Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба. Во время таких часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу. "
"Несколько октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Параскеве Пят-нице, заменившей Мокошь. В эти дни женщины молились покровительнице рукоделия, хвастались друг перед другом шитьем и вышивкой. "
"Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым днем) - 9 декабря. До конца ХУ1 в. крестьянин в мог уйти от своего господина.