Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств - доброхотов и доброжилов, во главе которых стол домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: " Домовой, домовой, пойдем со мной!". "
"Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с особенным вниманием до-мовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домаш-них животных. Потому домового старались задобрить. При переезде в новый дом нака-нуне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в новый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой - то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тря-почку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Ставили рюмку полную до самых краев и приговаривали: " Хозяин-батюшка, сударь домовой меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое уго-щение прими и вина отпей из полной чаши. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Бра-ли кошку и подносили к печке в подарок домовому: " Дарю тебе домовой-батюшка, мох-натого зверя на богатый двор. Через 3 дня смотрели - выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили каждого 1 числа месяца. "
"Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. "
"Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужи-ка в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умер-ших предков. Выражение "Чур, меня!" означало просьбу: Предок храни меня! На Руси ве-рили, что домовой лицом сходен с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью. "
"Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена счита-лась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику прино-сили черную курицу. "
"В бане также оставляли жертвы навьям - злым душам тех, кто умер насильствен-ной смертью. Навьи представлялись в виде огромных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю, дождь. Эти птицы кричали как голодные ястребы, и их крик предвещал смерть. Чтобы уберечься от гнева навий, с собой всегда носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет "
" "